Думала, с чего начать серию постов про имидж, и решила начать с Алкивиада.
Алкивиад (г.р. 450 г. д.н.э) - один из самых ранних, самых известных примеров превосходного имиджа.
С ранних лет Алкивиад был кумиром для всех, кто знал его.
Плутарх пишет о нем в "Сравнительных жизнеописаниях" :
"Целая толпа знатных афинян окружала Алкивиада, ходила за ним по пятам, предупреждала все его желания, и никто не сомневался в том, что привлекает их лишь удивительная красота мальчика, но любовь Сократа была надежным свидетельством его добрых природных качеств, которые философ усматривал и различал под покровом внешней прелести".
И раньше:
"О красоте Алкивиада нет, пожалуй, нужды говорить особо; заметим только, что всегда, во всякую пору его жизни, она была в полном цвете, сообщая мальчику, юноше, а затем взрослому мужу прелесть и обаяние."
Сравните лицо Алкивиада и Аполлона.
Аполлон Бельведерский:
Влияние Алкивиада на соотечественников, сила его харизмы и способность внушать им идеи стали легендой.
Кроме красоты и физического обаяния, Алкивиад умел говорить так, что завораживал речью.
Он картавил, но этот дефект в контексте его харизмы не только не выглядел недостатком, ему подражали многие поклонники, о чем сатирики тогда и позже сочиняли стихи.
В диалогах Платона мы читаем, как говорил юному Алкивиаду Сократ:
"Ты полагаешь, что если вскорости выступишь перед афинским народом — а это предстоит в самый короткий срок, — ты сумеешь ему доказать, что достоин таких почестей, каких не удостаивался ни Перикл и никто из его предшественников; доказав это, ты ооретешь великую власть в городе, а уж коли здесь, то и во всей Элладе ты станешь самым могущественным, да и не только среди эллинов, но и среди варваров, обитающих на одном с нами материке".
Дальше Сократ сообщает, что верит в планы Алкивиада и хочет стать его учителем, чтобы, благодаря ему, тоже обрести власть.
Плутарх описывает, как Алкивиад, еще будучи подростком, отказался играть на флейте, обучение которой было обязательным, и вслед за ним отказались все другие. Флейта была исключена из числа обязательных школьных предметов.
Вот какие аргументы привел Алкивиад :
"Плектр и лира, говорил он, нисколько не искажают облика, подобающего свободному человеку, меж тем как, если дуешь в отверстия флейт, твое лицо становится почти неузнаваемо даже для близких друзей. Кроме того, играя на лире, ей вторят словом или песней, флейта же затыкает рот, заграждает путь голосу и речи. «А потому, — заключал Алкивиад, — пусть уж играют на флейте дети фиванцев. Говорить они все равно не умеют.»"
Сообщают, что Алкивиад много придавался разврату, особенно в юности, но стоит учитывать, сколько среди его биографов было завистников и врагов.
И надо понимать, что его огромная популярность создавала много искушений.
Его звали на лучшие пиры, за него конкурировали самые богатые и красивые гетеры.
Г. Семирадский "Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры"
Алкивиада обвиняли в чрезмерной любви к роскоши, богатым длинным платьям и длинным волосам, однако, когда он жил в Спарте, на чью сторону он перешел во время войны, чтобы уйти от афинского суда, он славился аскетизмом даже на фоне спартанцев. У него была короткая стрижка, простое платье, он мылся только холодной водой и ел сухие ячменные лепешки. Он снискал восхищение спартанцев и негодование врагов, называших его хамелеоном. А мы здесь можем увидеть пример не только гибкости этой личности, но и ее чуткости к контексту и хорошей адаптации к среде.
Это всегда сбивает с толку тех, кто пытается анализировать секреты имиджа, харизмы, успеха личностей, подобных Алкивиаду.
В каких случаях они гибкие, изменчивые, очень пластичные по отношению к среде, а в каких случаях, наоборот, навязывают окружению и среде свои взгляды и вкусы.
Мы с вами понимаем, что это зависит от величины красного поля. Там, где СЗ и n(ОЗ) велики, где есть авторитет, право и власть, такая личность устанавливает свои порядки, но там, где ее красное поле куда меньше, она подчиняется порядкам. Как Алкивиад в Спарте, с уважением и даже удовольствием.
Максимум, что он мог себе позволить в Спарте, спустя время, это вот такое:
"Он совратил Тимею, жену царя Агида, который был с войском за пределами Лакедемона, и та забеременела от него, и даже не скрывала этого; она родила мальчика и дала ему имя Леотихида, но у себя, в кругу подруг и служанок, шепотом звала младенца Алкивиадом — так велика была ее любовь! А сам Алкивиад, посмеиваясь, говорил, что сделал это не из дерзкого озорства и не по вожделению, но только ради того, чтобы Спартою правили его потомки".
Здесь любовь Тимеи открыла ему дополнительное красное поле.
Без понимания, что такое границы, локус контроля и красное поле, выводы из биографии Алкивиада делаются самые удивительные и даже комичные.
Не буду приводить имена современных авторов, вы их сами найдете, если захотите, но многие из этих пишут, что имидж Алкивиада был построен на том, что он:
- "на все имел свое личное мнение, которое не стеснялся выражать",
- "всегда держал дистанцию с людьми и был высокомерен",
- "не забывал хвалить себя и прямо заявлять о своих достоинствах".
В доказательства такие авторы приводят выдержки из Плутарха, пропуская абзацы, где поведение Алкивиада - наоборот.
Если не обращать внимание на контекст, от которого только и зависят границы, создается впечатление, что успешных людей от неуспешных отличает большая корона.
Надо почаще спорить, побольше говорить о себе, не обращать внимание на других, стоять на своем и быть высокомерным.
Вот какой образ рисуют многие, анализируя харизматиков. Харизма с их точки зрения - это корона, хотя мы знаем, что корона не оставляет шансов даже обычному обаянию. Мы видели это на сотне примеров.
Алкивиада, как и других харизматичных людей, отличали:
1) спонтанность,
2) самоуважение.
Большой и стабильный запас спонтанности бывает только у людей с хорошими границами, то есть с локусом контроля внутри границ.
У людей с плохими границами спонтанность, как минимум, нестабильна, а чаще всего ее очень мало.
Перебои в спонтанности и особенно дефицит спонтанности делают человека вялым, нервным, напряженным, черты его лица - восковыми, искаженными, тело неуклюжим, речь шаблонной и фальшивой.
Спонтанность делает глаза живыми, блестящими, черты лица гармоничными, мимику свободной, придает коже и мышцам лица здоровый тонус, без зажимов.
Спонтанный человек остроумен, уверен, расслаблен, но собран, не мрачен, а светел, не согнут к земле, а распрямлен, не скован, а свободен, и в жестах и в поступках.
Но спонтанность сохраняет свой большой и стабильный запас только при условии хороших границ, в противном случае она теряется и утекает в дыры, как если бы это был дырявый сосуд. Хорошая спонтанность - энергия, которая постоянно циркулирует в организме и поле, распределяется гармонично, циклично и равновесно.
Для этого энергию нужно вкладывать в свои ресурсы, реальные, а не воображаемые, получать результат, и тем самым поддерживать высокий запас спонтанности.
Поэтому вместо любви к абстрактному "себе", лучше говорить о любви к своим ресурсам. Иначе можно "любить" себя лежа на диване и кормя вредной пищей.
Спонтанность человека растет, когда его энергия идет на прокачку ресурсов. Но чтобы рулить своей энергией, а не пытаться рулить чужой, надо хорошо видеть свои границы, а для этого - не иметь короны.
Свидетельства отсутствия короны у Алкивиада мы можем прочитать и у Плутарха, и у Платона.
Платон в диалоге "Алкивиад" пишет, как Сократ объясняет Алкивиаду, что его стремление взять власть в Афинах в свои руки преждевременна, в нем пока недостаточно развито чувство справедливости, он обладает некоторыми пороками, поэтому должен пока подчиняться, а не править. И Алкивиад скромно и смиренно соглашается с ним.
Так Алкивиад просится в ученики Сократа и потом, долгое время, следует его советам. Именно этот отрезок жизни Алкивиада, пока тот не отступал от учения Сократа, наиболее успешен.
Венсан "Сократ обучает Алкивиада"
В "Пире" есть момент, где Алкивиад рассказывал, как пытался соблазнить Сократа, считая его величайшим мужем и даже "божественным", но Сократ остался безучастен и спал рядом с ним всю ночь "как отец или старший брат". Это вызвало у Алкивиада, любви которого пытались добиться многие лучшие женщины и лучшие мужчины, дополнительный трепет перед Учителем. Это очень важный момент, которого многие не понимают, приписывая любви Сократа к Алкивиаду сексуальный мотив. Для обучения необходима физическая дистанция, отношения учителя и ученика требуют субординации и чистоты от иных влечений, кроме влечения к истине.
Те, кто не понимают этого, обычно не понимают и того, зачем Алкивиад держал дистанцию с поклонниками. Они приписывают это его высокомерию и даже пишут, что это высокомерие делало его имидж ярче.
Это не высокомерие.
Что это, кто понимает?
И вот такой эпизод из отношений Алкивиада с женой.
"Гиппарета была послушной и любящей женой, но, страдая от того, что муж позорил их брак сожительством с гетерами из чужеземок и афинянок, она покинула его дом и ушла к брату. Алкивиада это нисколько не озаботило, и он продолжал жить в свое удовольствие. Письмо о разводе супруга должна была подать архонту не через второе лицо, а собственноручно, и когда, повинуясь закону, она уже подавала требование, явился Алкивиад, внезапно схватил ее и понес через всю площадь домой, причем никто не посмел вступиться и вырвать женщину из его рук. Гиппарета оставалась с мужем вплоть до самой смерти, а умерла она вскоре после отъезда Алкивиада в Эфес".
Какую стратегию в имиджмейкерстве показал в этом эпизоде Алкивиад?
И вот вам еще одна история-задача про смерть Алкивиада, из Плутарха.
Какие меры постарался применить Алкивиад, поняв, что смерть неизбежна, и для чего?
И с чем был связан его символический сон в обоих пересказах?
Свежие комментарии